Изучая ассортимент трубопроводной запорной арматуры, представленной на рынке, можно заметить некоторую странность. Технические характеристики показывают, что при одинаковом присоединительном диаметре шаровые краны имеют разную пропускную способность. Все дело в том, что есть полнопроходные и неполнопроходные запорные устройства, и их характеристики существенно отличаются. Причем это не брак, а два разных изделия различного назначения, с одинаковым присоединительным размером.

Размер отверстия в запирающем шаре у запорной арматуры полного прохода точно соответствует внутреннему диаметру присоединительной трубы. В результате потери гидравлического напора в такой арматуре практически нулевые. Отсутствуют завихрения потока, износа почти нет, и продолжительность эксплуатации шарового крана значительно увеличивается.
К главным достоинствам полнопроходных устройств следует отнести следующие особенности:
Принцип действия полнопроходных кранов основан на повороте плавающего шара с отверстием внутри неразборного корпуса. Уплотнительное седло прижимается к шаровому затвору под действием тарельчатой пружины. Внутри устройство оборудовано шпинделем, который обеспечивает положение колец уплотнения.
Особенность их конструкции в том, что проходное отверстие в запирающем шаре на 1-3 типоразмера меньше, чем диаметр присоединительного патрубка. В результате при движении потока рабочей среды создается большое гидравлическое сопротивление. Уменьшается пропускная способность и давление жидкости или газа.
Первоначально можно подумать, что это плохо и делать такую арматуру не нужно. Однако это суждение глубоко ошибочно и звучит из-за незнания гидравлических принципов работы трубопроводных сетей.
Непроходные шаровые краны устанавливают в местах ответвлений от магистральных линий с высоким давлением. Они снижают давление транспортируемого продукта и позволяют отказаться от дополнительного монтажа дорогих регуляторов.
Кроме того, конструкция неполнопроходных кранов менее металлоемка за счет небольшого размера запорного шара и корпуса. Следовательно, они дешевле арматуры с полностью открытым проходом и их легче перекрывать. Разборная конструкция корпуса позволяет производить ремонт с заменой поломанных частей.

Таковы различия между полно и неполнопроходными шаровыми кранами. Говорить о том, что лучше просто не имеет смысла. Это два разных типа запорной арматуры и у каждого свое назначение.
Нагретые для перегонки нефтепродукты в большинстве случаев являются химически агрессивными материалами. Поэтому их трубопроводная транспортировка требует установки запорной арматуры повышенной надежности.
Обязательным элемент трубопроводов является защитная арматура. Она автоматически оберегает систему от гидроудара, возникающего при изменении направления движения транспортируемой среды.